Общественные организации выступили против натуральной компенсации ОСАГО

Пока страховые организации готовят поправки к закону о замене финансовой компенсации ремонтом, в автомобильных сообществах разыгрываются нешуточные баталии против нововведения. Так, автоэксперт Андрей Ломанов 6 мая в очередной раз высказался против замещения выплат ремонтами, связывая это с отсутствием выбора для владельцев побитых машин. Если обратиться к статистике, то так и есть – многие водители после аварии продолжают некоторое время использовать машину, после чего сдают ее в утиль и покупают новую, используя для этого страховые выплаты.

Другой вариант – у человека есть друг в СТО, который предлагает сделать необходимые работы со скидкой. Зачем же переплачивать, отправляя машину в ту мастерскую, с которой есть договоренность у страхового агента? Стоит задуматься и о том, что выбор СТО будет невелик, а желающих ремонтировать авто – много, то есть неминуемо образуются очереди. Все это – дополнительные споры, нервы и деньги. Есть и профессионалы, способные самостоятельно восстановить собственный автомобиль – получается, что такой возможности у них просто не будет.

Конечно, грядущие изменения в законе будут иметь определенные исключения, сделанные для удобства автомобилистов или защиты самих страховщиков. Так, право чинить машину передается владельцу в том случае, если стоимость ремонта превышает установленный лимит в 400 000 рублей. Другие варианты – отсутствие договора страхового агента с подрядчиком или размещение СТО вне пределов досягаемости (например, если человек живет в Подольске, а ехать на ремонт ему предлагается в противоположную часть Москвы).

Есть у водителей и другие подозрения: например, при желании страховщики могут договориться с мастерами, чтобы последние устанавливали в автомобиль не слишком качественные детали. Финансовый остаток в таких случаях делится между двумя партнерами. Когда водитель ремонтирует свою машину сам или в проверенном СТО, он беспокоится о каждой мелочи, проверяет качество сделанной работы. При введении нового закона возможность контролировать ход ремонта или влиять на него снижается в разы – страховщик как бы берет эту ответственность на свои плечи. Но если ремонт будет сделан не очень хорошо, получится ли потом оспорить неправомерные действия и добиться повторной замены запчастей? Очень сомнительно.

У союза автостраховщиков свое видение ситуации. Когда людям предоставляется возможность выбора типа компенсации (как сейчас), они традиционно выбирают деньги. Ничего страшного в этом нет, однако существует определенный процент исков, сумма которых оспаривается в судебном порядке. В дело вступают автоюристы, которые могут искажать обстоятельства ДТП в целях получения большей выгоды для своего клиента.

Страховщикам приходится выделять средства на отстаивание собственных интересов в суде. Переход же на компенсацию ремонтом по идее должен свести на нет мошенничество со стороны клиентов компаний. Однако здесь уже вступает в ход недовольство автовладельцев, которые чувствуют себя обманутыми.

По словам представителей общественных организаций, некоторые из них собираются подавать коллективную жалобу правительству. По закону их обращение должно быть рассмотрено в обязательном порядке. Данные опросов говорят о том, что подписаться под обращением готов каждый второй водитель, таксист или автоинструктор. «На моей машине езжу я, мне и принимать решения» – такой девиз предлагают воплотить в жизнь руководители общественных организаций.

Пока что точный срок принятия поправки чиновники затрудняются назвать, ведь некоторые технические вопросы до конца не улажены. В частности, страховые организации должны распределить станции ТО и заключить с каждой из них договор подряда.

Автор Игорь Зорин