Что сулит новый таможенный сбор
Президентом Виктором Ющенко был подписан закон, который предусматривает введение дополнительного временного таможенного сбора в размере 13% на готовые импортные автомобили, грузовики и автобусы, с целью защиты отечественного производителя. Вступает этот закон в силу с 6 марта.
Украина с самого начала вступления в ВТО не вызывала доверия у Евросоюза, поэтому надбавка носит временный характер, хотя предусматривает возможность продления срока действия, если экономическая ситуация в стране не будет улучшена. Так что, скорее всего, вместо заявленных 6-ти месяцев надбавка будет действовать намного дольше, ведь все понимают, что за полгода экономический кризис не пройдет.
Так что влечет за собой такое повышение? В первую очередь повышение цен на готовые импортные автомобили приблизительно на 15 - 16% и, как следствие, падение продаж. Происходить это будет постепенно потому, что у импортеров склады забиты автомобилями закупленными еще до введения сбора, и хватит их, судя по всему, надолго, ведь продажи падают изо дня в день. По самым оптимистичным прогнозам в этом году будет продано не более четверти миллиона новых автомобилей, что в 2,5 раза меньше, чем в прошлом.
В данной ситуации такие заводы как Еврокар и корпорации АИС, Богдан, УкрАвто получаются в выигрыше, так как к ним поступают не готовые автомобили, а машинокомплекты для последующей сборки на территории Украины. Но маловероятно, что они станут удерживать цены на прежнем уровне: по закону рынка цены на автомобили отечественной сборки, а это: Skoda, Hundai, Kia, Daewoo lanos и др., поползут вверх до уровня импортных машин.
Должен активизироваться рынок подержанных машин, но цены тоже подтянутся до соответствующего уровня. Активно начнут продаваться автомобили, отобранные банками у лиц, оказавшихся не в состоянии нести кредитную ношу. По подсчетам количество таких машин в этом году составит около 200 тысяч, но не факт, что их все раскупят. Некоторые дилеры теперь готовы заниматься продажей автомобилей на вторичном рынке по чуть более высоким ценам через свои автосалоны. В большинстве своем это дилеры, торгующие китайскими или отечественными машинами.
Естественно, что начнутся сокращения рабочих в небольших дилерских центрах, компании будут отказываться от услуг сторонних компаний, будут сокращаться издержки на рекламу, снижаться зарплаты неуволенным рабочим.
Ассоциация импортеров ВААИД предложила не ввозить автомобилей вовсе, чтобы продемонстрировать руководству страны необдуманность их действий.
Все это может быт наруку "серым" дилерам, которые ввозят новые автомобили из Америки или стран ближнего востока, например ОАЕ, оформляя их на частное лицо. После вступления в ВТО их деятельность перестала быть такой прибыльной, а с введением дополнительного сбора вновь стала рентабельной.