Мазут и его классификация
Мазут – темно-коричневый продукт, получающийся после выделения нефти или же продуктов вторичной нефтепереработки, т.е. бензиновых, керосиновых, газойливых фракций, которые выкипают до 350-360 С. Мазут – представляет собой жидкую смесь из углеводородов, нефтяных смол, асфальтенов, карбенов, карбоидов, органических соединений, содержащих металлы.
В компонентный состав товарного мазута могут входить следующие продукты:
- Мазут атмосферный от перегонки нефти;
- Гудрон;
- Вакуумные газойли;
- Различные экстракты масляного производства;
- Вторичные и первичные керасино-газойлевые фракции;
- Тяжелые газойли от каталитического крекинга и коксования;
- Битумы;
- Остатки от процесса висбрекинга;
- Тяжелые смолы пиролиза.
Классификации мазута
Топочные мазуты. Этот вид является одним из основных представителей семейства тяжелого жидкого топлива, которое включает в себя также флотский мазут и мазут, использующийся как топливо для мартеновских печей, так называемое печное топливо. Котельное топливо находит свое применение в стационарных паровых котлах, также и в промышленных печах. Для судовых энергетических установок применяется тяжелые моторные и судовые топлива. Мазуты топочного характера, как и другие представители жидкого нефтяного топлива, производят на нефтеперерабатывающих заводах, путем перегонки нефти, или во время высокотемпературной переработке нефти, а именно ее промежуточных фракций во время крекинг процесса. В зависимости от способа производства различают прямогонные мазуты и крекинг-мазуты.
Прямогонный самогон – это смесь тяжелых нефтяных остатков, которые получены прямой перегонкой нефти с ее маловязкими фракциями. Для того чтобы соблюсти требования стандарта вязкости мазута в его тяжелому остатку подмешивают дистилляторы.
Крекинг-мазут является тяжелым высоковязким остатком после крекинг-процесса.
К котельным топливам специалисты относят топочный мазут таких марок как 40 и 100, которые вырабатываются в соответствии с ГОСТом 10585-75, к тяжелым же моторным топливам относят флотские мазуты следующих марок Ф-5 и Ф-12, соответствующие ГОСТУ10585-75, а также моторные топлива ДТ и ДМ.
К судовым видам топлива относят дистиллятное топливо ТМС по ТУ38. 101567-87, а также остаточные топлива СВТ, СВЛ, СВС по ТУ 38.1011314-90.
Флотский мазут марки Ф-5 добывают путем смешивания продуктов прямой перегонки нефти, а именно около 60-70% - это прямогонный мазут, а 30-40% составляет дизельное топливо с добавлением депрессорной присадки. По технологии производства возможно добавление в его состав до 22% керосиново-газойлевых фракций из вторичных процессов, в том числе допускается использования легкого каталитического и термического крекинга.
В качестве жидкого топлива котельного типа возможно в небольших количествах применение остатков перегонки смол, которые получаются в результате термической переработке углей и горючих сланцев, например угольные и сланцевые мазуты.
Помимо флотского и топочного мазута нефтяная промышленность выпускает и технологическое топливо в соответствии с ТУ38.001361-87. Такое топливо получают только из продуктов прямой перегонки нефти.
Для обеспечения работоспособности судовых энергетических установок производят несколько видов топлива, например моторное топливо (ГОСТ 1667-68), судовое маловязкое и высоковязкое топливо.
Для такого оборудования как газотурбинные установки производят нефтяное топливо из дистиллятов вторичных процессов и путем прямой перегонки нефти компаундирования легких газойлей коксования, также каталитического крекинга и прямогонных фракций дизельного топлива. Для газотурбинного топливо является строгим ограничение содержания в его составе ванадия и серы. Потому что нахождение ванадия в составе приводит к появлению высокотемпературной ванадиевой коррозии на лопатках газовой турбины, а сера в свою очередь способна увеличить ванадиевую коррозию всех железных сплавов.
Печное бытовое топливо используется для отопительных установок небольшой мощности, которые располагаются непосредственно в жилых помещениях, также это топливо применяется для сжигания в теплогенераторах средней мощности, которые активно используются в сельском хозяйстве во время приготовления кормов, сушки зерна, фруктов и других целей. По сравнению с дизельным топливом этот вид по своему фракционному составу может быть немного тяжелее. Во время производства технология не нормирует цетановое и иодное число, а также температура помутнения.
Технологические требования, которые предъявляемые к качеству мазутосодержащих топлив, обуславливаются условиями их использования, и определяются следующими показателями качества содержанием в составе:
- Воды.
- Механических примесей.
- Зольность.
- Серы.
- Вязкость.
- Температуры застывания и вспышки.
- Теплота сгорания.
Вовремя производства выход мазута колеблется около 50% по массе из расчета на исходную нефть. Из-за необходимости углубления дальнейшей переработки мазута все больше и больше его подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под воздействием вакуума дистилляторы, которые выкипают в таких температурных пределах, как 350-420, 350-460, 350-500, 420-500 С?. Вакуумные дистилляторы используются как сырье во время получения моторных топлив, во время процессов каталитического крекинга, гидрокрекинга, дистилляторных смазочных масел. Получаемый остаток вакуумной перегонки мазута применяют для последующей переработки на установках термического крекинга и коксования, для производства остаточных смазочных масел и гудрона, а затем его перерабатывают на битум.
Основными потребителями мазутного топлива являются промышленность, флот и жилищно-коммунальное хозяйство.