Диски DISLA: украинский производитель – европейское качество
Мечтаете видеть Украину среди признанных мировых производителей автомобильных комплектующих? Мы тоже! И, похоже, это время не за горами. Мы побывали на расположенном под Киевом заводе по выпуску колесных дисков Disla и убедились: с продукцией такого качества не стыдно представлять страну на международном уровне.
Завод Disla начал производство легкосплавных дисков из алюминия осенью 2012 года, но первые два года его истории выдались нелегкими. Запуск высокотехнологичного продукта и его раскрутка – сам по себе сложный процесс, а тут еще в стране усилился экономический кризис. В такой ситуации выбор невелик: либо сокращать выпуск в ожидании возрождения автомобильного рынка, либо…
Владельцы завода решились на правильный, но вместе с тем затратный шаг, затеяв масштабную модернизацию, которая завершилась за пару недель до нашего визита. Цель – оптимизация технологических процессов и наращивание объемов выпуска с одновременным поиском новых рынков сбыта. И, судя по увиденному, в переоснащение линий было вложено немало.
Украинские колеса Disla изготавливаются из первичного алюминиевого сплава известной норвежской фирмы Hydra, которая поставляет специальный сплав, содержащий от 10,5 до 11,5% кремния, а также магний, титан и цинк в небольших количествах. А вот железа, которое делает алюминий хрупким, в нем очень мало: не более 0,15%. Такая формула обеспечивает высокую сопротивляемость колеса ударным нагрузкам.
Алюминий приходит на завод в чушках по 8 кг. После входного контроля их загружают в плавильные печи, которые работают на газовом топливе. Готовый расплав попадает в керамический дегазатор, куда подаются азот и аргон вкупе со специальной присадкой, далее горячий металл под низким, давлением поступает в литейные машины с установленными кокилями – металлическими пресс-формами под конкретный рисунок и размер. Все диски проходят визуальный и рентгеноконтроль – и в случае обнаружении литейных дефектов отбраковываются.
Затем приходит черед механической обработки. Колеса фрезеруются и обтачиваются на специальных станках, в них сверлят отверстия под болты крепления и ниппель, а затем полируют, покрывают специальной грунтовкой и отправляют на покраску порошковой или жидкой краской.
Увиденная на заводе Disla технология изготовления легкосплавных колес, в общем-то, мало отличается от того, что можно увидеть на аналогичных предприятиях Западной Европы. Зато поражает чистота и порядок в цехах и на рабочих местах: нечасто встретишь такую образцовую культуру производства!
А от пыли, злейшего врага при покраске, избавила возведенная при модернизации перегородка между литейным и покрасочным цехами В результате доля окрашенных с дефектами колес снизилась вчетверо! Качество колес Disla контролируются на каждом этапе производства – во время и после литья, после механической обработки (проверка баланса и герметичности) и покраски. Еще раз – визуально и тактильно – все колеса Disla проверяют перед упаковкой.
Ну и, конечно, специальные испытания.
Автомобильные диски DISLA
В каждой партии случайно отобранное колесо проходит краш-тест – косой удар 400-килограммовой металлической болванкой, который имитирует столкновение с неподвижным препятствием под углом 30° и на скорости 60 км/ч. Плюс – ресурсный тест с имитацией 100-тысячного пробега. Все вместе это позволяет выпускать высококачественный продукт, который пользуется все большим спросом.
Лучший показатель признания колес с клеймом «Made in Ukraine» – постоянно растущая доля экспорта, которая нынче достигает почти 50%. География поставок достаточно широка – это страны Евросоюза и Ближнего Зарубежья.
Показательно, что в Польше для торговли колесами Disla был специально создан торговый дом Disla Polska – так сильно поляки уверены в высоком качестве украинских колес, которые они собираются поставлять еще и на немецкий рынок.
«При этом на заводе не открещиваются от проблем, главная из которых – дефицит квалифицированного персонала. Хотя среди рабочих почти половина – с высшим образованием, однако найти толкового профессионала, который на том или ином участке будет, что называется, на своем месте – та еще задачка! Поэтому толковых специалистов мы бережем и постоянно ищем новых» – рассказывает директор завода Валерий Львович Файст.
Кроме того, планами на ближайшие полтора года обозначено увеличение объемов выпуска на 50%. Это возможно только при условии расширения производства – вот почему в цехах вскоре появятся еще две литейные машины, а параллельно будет построен отдельный склад готовой продукции.
Пусть легкосплавным колесам Disla пока еще далеко до славы BBS или OZ, однако ведь и они начинали с малого. Увиденная под Киевом картина внушает надежду, что с таким производственным потенциалом и ревностной заботой о качестве завод сможет подняться так же высоко.