Как работает круиз контроль? Что это?
Со времен своего появления автомобили очень заметно шагнули вперед. Повышалась скорость, безопасность и удобство использования транспортного средства. Сегодня речь пойдет про такое устройство как круиз контроль.
Что такое круиз контроль?
Это устройство, которое поддерживает скорость движения автомобиля на определенном значении и может изменять ее как с участием человека так и без него. Круиз-контроль применяется в дальних поездках, когда довольно сложно держать на протяжении многих часов педаль газа в одном положении. Нога может устать, онеметь, может схватить судорога - таким образом обсуждаемое приспособление повышает не только уровень комфорта, но и снижает вероятность ДТП. К.К. присутствует как на машинах с автоматической так и на машинах с механической коробкой передач.
Как работает круиз-контроль?
Есть два типа круиз-контроля - Пассивный и Адаптивный.
Пассивный Круиз-контроль (PCC) поддерживает постоянную скорость движения автомобиля (заданную водителем). Очень удобен в дальних поездках, когда нога устаёт постоянно держать педаль газа. Заданная скорость остаётся неизменной, пока водитель не меняет её сам, нажимая на тормоз или педаль газа (например при обгоне другого автомобиля или при вынужденном торможении). В этом случае Круиз-контроль отключается, но как только водитель отпускает педаль тормоза или газа, опять устанавливает заданную скорость и поддерживает её до следующего "вмешательства" водителя. Менять настройки Круиз-контроля можно и во время движения.
Адаптивный круиз-контроль (ACC - Adaptive Cruise Control) представляет собой продвинутую версию пассивного круиз-контроля. ACC не позволяет приближаться к впереди идущему автомобилю на заданном расстоянии. Если впереди идущий автомобиль снижает скорость, АСС включает тормозную систему. Работа ACC очень сильно напоминает работу системы City Safety , с той лишь разницей, что City Safety работает на скорости до 30 км/ч.
В отличие от пассивного, адаптивный круиз контроль зависит от работы тормозных систем безопасности ABS и ESP. Если какая-любо из этих систем неисправна - АСС отключается, предупреждая водителя сигналом на дисплее.
Существует два вида адаптивного круиз контроля - лазерные и радарные. Лазерные наиболее доступные по цене, но имеют существенный недостаток: лазер теряет свои свойства в плохую погоду и плохо "видит" грязный автомобиль. Радарный тип ACC гораздо дороже и соответственно намного эффективнее, поэтому устанавливается он пока только на автомобили представительского класса и дорогие спортивные.
Однако целиком доверять ACC не стоит. Бывают случаи, когда ACC может ошибочно определить наличие впереди идущего автомобиля, поэтому водитель всегда должен внимательно следить за дорогой.
Как включить круиз-контроль?
- Конкретно для вашей модель автомобиля - лучше смотреть в инструкции. Но общий принцип примерно таков:
- Нажимаем кнопку включения круиза
- Разгоняемся до нужной скорости и жмем SET +. Теперь вы можете увеличивать или уменьшать скорость кнопками SET+ и SET - соответственно.
- Для временного отключения функции - кнопка RES (RESUME). Она же для возобновления.
- При нажатии педали тормоза или кнопки OFF КК отключается.
Как это выглядит на практике можно узнать из видео:
Когда появился первый Круиз-контроль? Первый автомобиль, оснащённый этой системой появился в 1958 году. Это был Chrysler Imperial. Система, примененная на этом автомобиле, считывала скорость вращения корданного вала и через соленоид контролировала подачу топлива в камеру сгорания. Позже стали появляться системы, которые контролировали подачу топлива измеряя скорость вращения колёс, считывая показания спидометра или уровень оборотов двигателя.
Адаптивный Круиз контроль появился гораздо позже - в 1999 году на автомобилях Mersedes-Bens. В 2006 году появился так назывемый Full Adaptive Cruise Control, способный полностью "привязать" Ваш автомобиль к впередиидущему, т.е. эта система способна сама остановить и разогнать автомобиль до скорости впередиидущего автомобиля.