Шинный рынок Украины

шины
Все привыкли к тому, что весной и осенью шины дорожают на 3 - 5% процентов, осенью - зимние, весной - летние. Это объясняется ростом цен на сырье и, как следствие повышение отпускных цен на оптовых закупках.

В этом году рост цен на зимние шины прогнозируются еще более резкий, чем в прошлом в связи с мировым экономическим кризисом, обесцениваем национальной валюты, ростом цен на топливо и нестабильностью на мировом валютном рынке. В такой ситуации, как в случае и с автомобильным рынком, на помощь готов прийти "серый" или "черный" импорт. Шины можно приобрести не в специализированном магазине, а на складе - по-дешевле или, даже, по интернету. Почему разница цен зачастую может достигать 25 - 30%?

В докризисное время непомерный рост спроса на автомобили провоцировал такой-же рост спроса на покрышки всех ценовых категорий. В 2008 году объем продаж автомобильной "обуви" вырос на 40% и по официальным данным импорт в страну составил 6,75 млн единиц в год, при этом почти 5 млн из них - это импорт из стран СНГ таких торговых марок ка Rossava, Cordiant, Амтел, Кама, Белшина. Но ведь каждый понимает, что доля этих шин на украинском рынке на много меньше половины. Дело в том ,что по оценкам некоторых экспертов, рынок покрышек в прошлом году составил ни много ни мало - 10 млн штук. недостающая часть это "черный" импорт, иначе говоря, - контрабанда. Два миллиона покрышек были завезены с занижением инвойсной стоимости - стоимости по которой шины регистрируются и растормаживаются на границе Украины.

Разница таможенных баз Евросоюза и Украины составила около $100 млн. Получается, что Европа экспортирует шин больше чем Украина импортирует. Сотни тысяч покрышек просто пропадают на границе страны, и это только европейская таможня, а ведь есть еще японские, корейские и китайские шины.
Соотношение легально и нелегально завезенных шин за годы независимости менялось: в середине девяностых "серо-черный" импорт достигал 95-97%. Шинному рынку удается выходить из тени только во время обострения политической ситуации, выборах, но не на долго. С годами доля нелегальных поставок уменьшилась и на сегодня это около 70%, что тоже не мало. Такое улучшение можно связать с появлением в стране представительств крупных шинных компаний (GoodYear, Michelin, Nokian) и повышением требований со стороны потребителя.

Нелегально чаще всего завозят шины средней (400 - 700 грн за штуку) и высшей ценовой категории (свыше 700грн). Дешевые шины просто не выгодно завозить по "серым" или "черным" схемам - они своей стоимостью не "отбивают" затраты на взятки и другие расходы. "Хорошая" растоможка фуры стоит около 8000$ при этом в одной фуре перевозится около полутора тысяч покрышек. Потери государственной таможни составляют более $100 млн в год.

Наиболее уязвымы в такой ситуации шины Bridgestone, Yokohama, GoodYear - доля нелегальных шин более 90%. Шины марок Cooper и Avon вообще не присутствуют на рынке официально. В "группе риска" также находятся шины Barum - 90% нелегальных поставок, Fulda, Sava, Dunlop - по 85%, Michelin, Continental, Maxxis, Pirelli - от 70 до 80%. Наилучшим образом обстоят дела с марками Toyo - 55%, Kumho - 50%, Matador - 40%, Nokian - 20%.

К чему это приводит? Как видно у нелегалов наибольшим спросам полбзуются именитые бренды, значит они продаются дешевле и делают неконкурентоспособными шины производства стран СНГ, цены на которые получаются сравнимыми с неплохими нелегальными японскими или корейским шинами. Понятно, что "рядового" покупателя мало интересует выживание отечественных торговых марок и зачастую разница всего в 40 - 60грн играет решающую роль.

А шины товар очень специфичный, хоть и скоропортящимся его не назовешь, но условия хранения должны строго соблюдаться. Резкие перепады температур приводят к нарушению качеств резиновой смеси, хранение шин под нагрузкой приводит к их деформации. Как раз такие, признанные в Европе негодными, бракованные шины завозятся в страны третьего мира и Украина не исключение. Важную роль играет специфика шин: покрышки изготовленные для арабских стран куда более жесткие чем европейские и не способны обеспечить должное качество езды при более низких температурах, китайские шины вообще не выдерживают никакой критики, а ведь китайцы гаразды не только производить собственные шины, но и производить подделки именитых брендов, внешне такие покрышки ни чем не будут отличаться от фирменных и только профессиональный эксперт сможет "на глаз" их выявить. Естественно, на стихийных автобазах никто не будет информировать покупателя о спецификации шин. В противовес официалы могут предложить разве что дополнительные услуги недоступные для "серых" продавцов.

В соседней России такой проблемы вообще нет. Там ввозит шины в страну может только компания-производитель или ее официальный представитель - или импортер или дистрибьютор, при этом потребитель в праве потребовать и сертификат соответствия шин всем стандартам и гарантию на конкретный комплект шин. А украинцам пока могут положится только на "авось" и собственное везение.