Большой расход моторного масла: причины и способы устранения проблемы
Большой расход масла для многих автовладельцев является весомым поводом лишний раз заглянуть в автосервис, ведь считается, что повышение этого показателя — явный признак проблем с мотором.
Моторное масло предназначено для смазки узлов двигателя, защищает их от коррозии и стирания, так что оно в том или ином объеме расходуется любым мотором, угорая с топливной смесью. Стоит отметить, что повышенный расход масла возникает при работе двигателя на высоких оборотах, так что перед поездкой к мастеру желательно сначала проанализировать режим работы агрегата и сравнить показатели с заявленными производителем. Увеличение количества потребляемого масла не всегда влечет за собой капитальный ремонт мотора: в большинстве случае можно обойтись более мелким ремонтом, или вовсе доливать дополнительное масло — это будет дешевле, чем заменять определенные компоненты. Не стоит забывать и о том, что оно может не только угорать, а и вытекать.
Утечка масла может происходить через расположенную сверху двигателя прокладку клапанной крышки при недостатке герметичности. Потери легко обнаружить благодаря следам на боковых стенках мотора; хоть из-за негерметичности прокладки утечка масла будет небольшой, желательно как можно скорее устранить неисправность.
Течь масла часто возникает из-за повреждений прокладки головки блока цилиндров, которая также располагается в верхней части двигателя. В зависимости от места дефекта масло может попадать наружу (образуются следы на боковых стенках двигателя) или в систему охлаждения (такое случается, когда наблюдается негерметичность прокладки между отверстиями в системе охлаждения и рабочими цилиндрами). В последнем случае на моторе не будет следов утечки, но само масло будет пениться, а охлаждающая жидкость меняет цвет.
Утечка масла может осуществляться и через сальники распредвала и коленвала — в таком случае заметны его следы внизу двигателя и внутри защиты картера. Пятна в нижней части двигателя (если они находятся со стороны коробки передач) могут свидетельствовать о проблемах с задним сальником коленвала. Нередко причиной течи становятся повреждения прокладки под масляным фильтром.
Уменьшить расход масла, ликвидировав утечку, намного проще, чем тогда, когда имеет место его угар. Определить его можно по сизоватому дыму из выхлопной трубы и маслянистому слою на ней, но установить точную причину часто получается только при вскрытии мотора. Правда, есть вариант, что вы залили моторное масло, которое попросту не подходит для двигателя вашего авто. Если оно обладает большей вязкостью, чем нужно, на внутренних стенках будет образовываться слишком толстая плёнка, при показателе вязкости ниже допустимого масло останется в цилиндрах и сгорит вместе с топливом. Уменьшить расход можно, залив масло, которое отвечает допустимым параметрам для вашего мотора, причем нужно брать продукт с более высокой, чем текущая, вязкостью. При постоянном использовании синтетического масла стоит попробовать заменить его на полусинтетический аналог, который также должен подходить под параметры производителя.
Довольно часто повышение расхода масла связано с износом сальников клапанов (их ещё называют маслоотражающими колпачками) из-за резкого перепада температур или несовместимости с составом масла. Стоят эти детали недорого, и заменить их не так уж сложно, правда, определить, что дело именно в сальниках, можно по значению компрессии.
Износ поршневых колец нередко требует их замены, что чревато большими объемами работы и финансовыми тратами. Если же автомобиль простаивал на протяжении длительного промежутка времени, можно прибегнуть к методу, известному как "раскоксовка": нужно проехать 15-20 километров на высоких оборотах. Нередко этот способ срабатывает, и необходимость в более серьезных вмешательствах отпадает.
Спровоцировать лишний расход моторного масла может неисправная турбина, высокое давление картерных газов или износ внутренних деталей мотора — в последнем случае при работе двигателя наблюдаются посторонние звуки. Причиной этому часто становятся некачественное или несоответствующее указанным производителем параметрам масло, запоздалая его замена, попадание в двигатель грязи. В таких случаях рекомендуют замену сальников клапанов и смену масла на более вязкое. При сравнительно небольшой разнице в расходе гораздо выгодней доливать масло в случае надобности, чем делать капитальный ремонт двигателя — он не всегда может оказаться оправданным. Постоянный долив масла никак не влияет на строк между его заменами — менять масло нужно так же, как обычно, чтобы вывести из системы продукты сгорания топлива.