Безопасность велосипедиста

Велосипедные шлемы:
Шлем может спасти вашу жизнь – правда или миф?
Правда в том, что никто не может дать полный однозначный ответ на этот вопрос. Очевидно, что в некоторых авариях шлем помогает снизить риск серьезных повреждений черепа, но все аварии разные. Поэтому то, что получится после аварии не может быть предугадано до этого. На самом деле большинство смертельных исходов на велосипеде было вызвано ударом от машины, которая двигалась с гораздо большей скоростью. Это то, с чем шлем не может справиться. ( См . « Что может сделать шлем ? »). В действительности случаев со смертельным исходом не так уж много. Небольшой риск представляется оправданным по сравнению с пользой для здоровья.
Обязательно ли носить шлем?
В настоящее время российское и украинское законодательство не обязывает одевать шлем. Носить его или нет – исключительно ваш выбор.
Есть множество мнений «за» и «против». Данная статья не предусматривает аргументы той или иной стороны – мы рекомендуем вам посоветоваться с более опытными велосипедистами, прежде чем делать собственный выбор.
alt
Что может сделать шлем?
Как и большинство других средств безопасности, велосипедные шлемы должны отвечать определенным стандартам и требованиям.
Как и безопасные продукты, шлемы велосипеда должны соответствовать определенным стандартам и допускам, чтобы быть проданными. Всякий стандарт несёт определённый физический смысл - набор простых условий при которых проверяется продукт. Но такой стандарт может удивить начинающего:
«Велосипедные шлемы разрабатываются только для противостояния эквиваленту падения велосипедиста средней комплекции, едущем со скоростью 15 км/ч на неподвижный плоский объект с высоты до 1 метра»
Этот показатель эквивалентен простому падению с велосипеда на ровную дорогу при небольшой скорости!
Шлемы не созданы для обеспечения полной защиты, если вы попадете в аварию с движущейся машиной.
Важность размера
Если вы решите использовать шлем для защиты, то необходимо выбрать правильный размер, чтобы каска обеспечила вам стоящую защиту.
Для того, чтобы понять, почему размер так важен, нужно понять сам принцип работы шлема. Велосипедные шлемы производятся из полистирола, такого же, который служит для производства пластиковых чашек. Полистирол имеет твердую структуру, и может быть сделан практически в любой форме. Несмотря на эту жесткость, этот материал легко повреждается из-за того, что содержит огромное количество маленьких воздушных пузырьков – полостей. При ударе, полости легко лопаются, и поглощают энергию от удара.
Любой движущийся объект обладает энергией. Для остановки объекта, эта кинетическая энергия должна быть превращена в другие виды энергии, как например тепло или звук. Или же при изменении структуры движущегося объекта. Автомобили (говоря про автомобили мы не имеем ввиду таврии, чери, амулеты и тому подобное =) оборудованы специальными «сминающимися зонами»: передняя часть разрабатывается так, чтобы при ударе согнуться, и поглотить чудовищную порцию энергии удара и тем самым останавливая автомобиль, чтобы избежать сильных повреждений у водителя и пассажиров (надо надеяться, что это срабатывает!).
Велосипедные шлемы имеют подобный принцип действия – полистирол является «сминающейся зоной», уменьшая повреждение черепа. Шлем первым войдет в контакт с ударом и остановит движение. Однако, при сильном ударе, он просто не сможет поглотить всю энергию за малое время удара. При этом голова бьется о полистирол – это больно при сильном ударе, но гораздо безопаснее прямого удара об асфальт или машину. Череп , в свою очередь , является « шлемом » для мозга . Сотрясение мозга случается, когда удар слишком силен, чтобы быть поглощенным шлемом, т.е когда череп должен поглотить слишком много энергии.
Максимальное количество энергии от удара поглощается при участии всей поверхности шлема, однако на практике площадь удара не очень большая. Если посмотреть на современное тестирование пассивной системы безопасности автомобиля, то мы увидим, что имитируется удар только на половину «сминающейся зоны». Такой удар гораздо более реалистичен. Велосипедные шлемы тестируются подобным образом, удар приходится не на всю поверхность шлема, а только на ее часть.
Попробуйте, прежде чем купить
Вы должны примерить несколько касок, прежде чем сделать свой выбор. Каждый производитель использует собственную «модель» формы головы и даже шлемы одного размера могут быть совершенно разными. Шлем должен плотно прилегать к голове везде. Небольшие пустые пространства между шлемом и головой могут быть заполнены мягким пенообразным материалом, который обычно поставляется вместе со шлемом. Многие шлемы имеют «кольцо размера», которое подгоняет форму и размер шлема к форме головы.
Однако не слишком доверяйте удобно подогнанному шлему – никакая пена или «кольцо размера» не заменят защиты плотно прилегающего шлема. Только полистирол предлагает настоящую защиту головы, даже если он не всегда удобен.
Цены и возможности шлемов. Все ли шлемы делаются одинаково?
Хотя все шлемы подчиняются общим стандартам безопасности, в стоимости шлемов есть очень большая разница. Так если все шлемы одинаковые, есть ли смысл переплачивать?
* Велошлемы могут быть жаркими – особенно летом. Более дорогие шлемы обычно имеют больше отверстий, а значит, лучшую циркуляцию воздуха. Но в то жен время это может уменьшить безопасность шлема.
* Комфорт – очень важная функция шлема – если шлем неудобный, вы будете реже надевать его. А он бесполезен, когда вы оставили его дома. Более дорогие шлемы обычно более комфортабельные .
* Некоторые белее дорогие шлемы имеют страховку. То есть, если шлем будет поврежден, вам его просто заменят. Вместе с каской вы покупаете страховой полис .
* Каски, созданные известным производителем, лучше тестируются. Перед их выпуском проводятся специальные исследования. Более дорогие каски – продукт высоких технологий.
Однако имейте в виду, что шлем также является предметом украшения – так что вы также платите за красивые цвета и стильный дизайн.
Заключение
Конечно, велошлем предлагает неплохую защиту при авариях. Но эти преимущества не следует ни переоценивать, ни недооценивать. Несомненно одно – чем больше у вас защиты, тем лучше, важно лишь не переоценить эту защиту и не слишком на нее надеяться.
Мы рекомендуем одевать каски, но все же это – отдельный вопрос для каждого.
Велосипедный шлем в других странах
Велосипедный шлем до некоторой степени защищает голову от ударов. Ношение велошлемов обязательно в Австралии и Новой Зеландии, во многих канадских провинциях, в некоторых графствах штата Вашингтон и для детей до определённого возраста — во многих американских штатах и практически во всех странах ЕС.
Степень защиты не следует преувеличивать. По проведённому в Австралии исследованию, велосипедный шлем предотвращает только 15% травм головы.
Существуют противоречивые мнения о полезности шлемов. С одной стороны, даже единичная предотвращённая травма — это уже существенный эффект. С другой, среди противников использования велошлема есть мнение, что он может привносить ложное чувство безопасности, затруднять обзор. Поэтому некоторые велосипедисты и организации считают пользу шлемов сомнительной.
Закон об обязательном ношении шлема, по некоторым данным, приводит к уменьшению числа велосипедистов. Так, количество велосипедистов в Мельбурне после введения закона уменьшилось на 29%, на 30% в штате Виктория и на 20-40% в других частях Канады и Австралии .
Британский учёный Иэн Уолкер обнаружил, что велосипедистам, носящих шлем, водители оставляют меньше места для проезда. В среднем водители приближались к велосипедисту на 8.5 см ближе. Количество водителей, проезжающих на расстоянии меньше метра от велосипедиста, увеличилось на 23%, если велосипедист был в шлеме. По мнению Уолкера, это повышает риск несчастного случая.
Кого нужно бояться велосипедисту на дороге?

Вы купили велосипед и первый раз выехали на дорогу. Конечно, Вы осознаете, что дело это небезопасное, но прекрасное знание (и соблюдение) правил дорожного движения расслабляет Вас, гадкий внутренний голосок нашептывает: «Расслабься и получи удовольствие, ты ведь все делаешь правильно, значит тебе ничего не угрожает!». Но решительной рукой вы должны отбросить предательское спокойствие!
Прочитав эту статью, Вы поймете, что даже при абсолютном соблюдении ПДД невозможно оградить себя от опасности, т.к. существуют люди, которые опасны за рулем независимо ни от чего, и если другие автомобилисты рискуют при встрече с ними чаще всего только своей машиной, то Вы рискуете жизнью. Я попробовал классифицировать этих людей, чтобы Вам легче было их узнавать:
1. На первом месте, конечно же, человек с условным названием «ДЕПУТАТ», он везде на первом месте, пусть и тут будет. Его голова заполнена важными государственными делами и ему совершенно некогда следить за тем, что происходит на дороге, тем более, что ему и незачем, ведь у него крутая машина, крутые номера, крутые документы и он всегда едет по самым важным в стране делам, как бы делая всем одолжение одним только фактом своего выезда на дорогу.
Не попадайтесь ему на дороге, может не заметить, а приехавшее ГАИ запишет в протокол, что это вы на велосипеде обогнали его и подрезали.
2. Человека, занявшего второе место, я назову «ШОФЕР». «ШОФЕР» - это водитель «ДЕПУТАТА». Сам по себе факт того, что «ДЕПУТАТ» ездит с «ШОФЕРОМ» это благо, если бы не одно НО!!! Если «ДЕПУТАТ» уже привык к своему исключительному положению во всех сферах жизни, то «ШОФЕР» в жизни обычный человек, и только за рулем служебного автомобиля некоторые из них преображаются в Бэтменов и используют внезапно свалившиеся на него привилегии на 200%, нарушая правила из принципа.
Проезжая перекресток на зеленый, убедитесь, что на красный не едет «ШОФЕР».
Вспоминается: «Джон был прав, абсолютно прав, переходя улицу на зеленый свет светофора, но теперь он так же мертв, как если бы он был не прав».
3. На третьем месте у нас будет «МАЧО». В этот класс в основном попадают мужчины до 30 лет с опытом вождения до 3х лет. Таким водителям очень мешает ездить повышенное либидо и за рулем они думают не о дороге, а о том, насколько сексуально они выглядят в глазах девушек. А сексуальность в их понимании - это прежде всего визг резины при трогании, торможении и на поворотах.
Если Вы услышали этот визг, будьте очень осторожны, т.к. визжать он умеет, а ездить не очень. Особенно опасен «МАЧО» если едет с девушкой.
4. Четвертое место прочно удерживает «КРУТОЙ ВОДИЛА». «КРУТОЙ ВОДИЛА» – любитель острых ощущений, и ради этого он носится по городу с бешеной скоростью, чувствуя себя пилотом гоночного болида и рискуя своей и чужими жизнями. Городские улицы представляются ему компьютерной игрой, где за сбитого велосипедиста или разбитую машину ему будут начисляться штрафные секунды. Они ставят на свою девятку (или не девятку) широкую резину и спортивный глушитель со спойлером, чувствуя приятный прилив адреналина от рева мотора.
Когда Вы услышите этот рев за спиной, лучше остановитесь, т.к. Вы для него только элемент игры.
5. Пятым номером числится «БОМБИЛА». «БОМБИЛА» - это человек, зарабатывающий частным извозом. «БОМБИЛА» обычно ездит на машине, которая похожа на ржавое ведро и готова развалиться в любой момент, и это само по себе опасно для окружающих, но он усугубляет ситуацию тем, что никогда не смотрит на дорогу. «БОМБИЛА» едет, не отрывая взгляда от тротуара, где в любой момент может возникнуть «грач» (для тех, кто не знает, «грач» это тот, кто машет рукой у края дороги, чтобы остановить машину). При внезапном обнаружении «грача» «БОМБИЛА» как пикирующий бомбардировщик, наперекор всем законам физики летит к тротуару, и горе каждому, кто окажется на его пути. Если в зоне атаки оказываются два «БОМБИЛЫ», то между ними завязывается жестокая борьба, и тут уж не до сантиментов, Ваши крики о помощи не услышит никто.
Проезжая мимо «грача» будьте очень внимательны, т.к. вы можете оказаться в зоне атаки.
6. И последний выделенный мной тип - это «ДЕДУШКА». «ДЕДУШКА» купил машину в начале 70-х годов, и с тех пор она служит ему верой и правдой 40 лет, потому что он ездит очень осторожно и только летом. Но за долгие годы зрение значительно ухудшилось, а лобовое стекло от старости стало матовое. К тому же боковых зеркал у «ДЕДУШКИ» никогда не было, а в зеркало, которое расположено в салоне, ничего не видно, потому что бабушка повесила шторки на заднее стекло, и в салоне стало гораздо уютнее. И едет «ДЕДУШКА» по приборам и неясным очертаниям автомобилей, где уж там велосипед заметить.
В этом случае могу посоветовать только побольше крутить головой.
Безусловно, можно выделить гораздо больше типов, и я возможно еще дополню эту статью, но и этого пока достаточно, чтобы помочь Вам принять решение учиться ездить только в ближайшем парке.
Кстати в комментариях можете предлагать свои варианты.
Общие правила

1. Никогда не выезжайте без шлема, т.к. в случае… ну…. непредвиденной ситуации, раны заживут, кости срастутся, живот зашьют, а вот маленькая дырочка в голове сделает бесполезными и руки, и ноги, и живот. Помните об этом всегда. Хотя голова без тела тоже долго не проживёт. Натурализм, конечно, но всё действительно очень жёстко.
2. Купив новый велосипед, не торопитесь выезжать на проезжую часть, покатайтесь во дворе или ближайшем парке, на худой конец, в общем, привыкнете к новому транспортному средству.
alt
3. Чем ярче вы будете одеты, тем лучше будете видны на дороге и, соответственно, больше шансов, что водитель вовремя вас заметит. Боитесь быть похожим на клоуна? Ну, не знаю… я бы предпочёл быть живым клоуном, чем мёртвым образцом безукоризненного вкуса и выдержанности. Но это мой выбор.
4. Никогда не выезжайте в тёмное время суток без фары и мигалки. Велосипедист и днём не очень выделяется на дороге, а вечером он практически незаметен, водителей же с плохим зрением, между прочим, даже больше, чем пешеходов. Поэтому, чем больше фонариков и светоотражающих полосок вы на себя нацепите, тем лучше! Боитесь быть похожим на новогоднюю ёлку? Ну, не знаю… я бы предпочёл…. Но я уже, кажется, где-то говорил об этом. Кстати, лично я переднюю мигалку включаю даже днём.
5. Никогда не делайте резких маневров на проезжей части, не убедившись в отсутствии транспорта сзади. Проблема заключатся в том, что за рулями автомобилей сидит крайне мало профессионалов, а средний чайник-автолюбитель может со спокойной совестью обогнать вас впритирку, даже не подумав о том, что в этот момент вы собираетесь объехать лужу или яму. Поэтому прежде чем совершить маневр, убедитесь, что сзади вам ничего не угрожает. Если же такой возможности нет, то либо остановитесь, либо езжайте в эту самую чёртову лужу или яму.
Но существует вторая сторона этой проблемы. Попробуем разобраться, как же эффективно и безопасно обнаружить мчащуюся на вас с огромной скоростью угрозу сзади. Между прочим, это не так просто, как можно подумать. Я могу угадать первую мысль, которая пришла вам в голову: «нужно оглянуться»… и, в общем-то, это правильно. Но не всё так просто: главная проблема в том, что, когда начинаешь оглядываться на велосипеде, то руки непроизвольно поворачивают руль в сторону поворота головы, так что оборачиваясь, вы подставляете себя под удар чайника-водителя.
Ситуация похожа на безвыходную, но не отчаивайтесь, сейчас я вам дам отличный совет: прежде, чем начнёте выезжать на проезжую часть, потренируйтесь поворачивать голову так, чтобы боковым зрением видеть ситуацию позади вас и в это же самое время твёрдой рукой держать курс вперёд…. Хм… так не только ездить нужно, пожалуй так нужно жить.
Самые пытливые умы могут справедливо возразить: «А как же зеркало заднего вида? А?». Ладно, если хотите, рассмотрим и этот важный аспект, это тоже важно. Так вот, велосипедное зеркало заднего вида - действительно полезная вещь для велосипедиста, но только как вспомогательное средство. Зеркало помогает контролировать ситуацию сзади в спокойной обстановке, но в напряжённых моментах, типа объезда препятствия, проезда прямо мимо поворота направо и т.п., нужно обязательно посмотреть назад глазами, если не хотите, конечно, трупом быть. Шутка. А может и нет.
Ну, а самым любознательным еще пара слов о зеркалах заднего вида. В продаже есть 2 вида зеркал:
1. Те, что крепятся на руль.
2. Те, что крепятся на шлем.
Какие лучше? Первые, несомненно, больше и, кажется, что можно больше в них увидеть, но, на мой взгляд, это неверно, второй вариант несомненно обеспечивает больший обзор, т.к. с помощью простого поворота головы можно увидеть любой сектор позади себя. Первое время это сложновато, но в течение месяца настолько привыкаешь, что даже когда идёшь пешком и хочешь посмотреть назад, начинаешь искать глазами зеркальце.
6. Итак, вы наконец-то убедились, что непосредственной опасности сзади нет, и приняли решение совершать маневр. Перед тем как совершить его, этот самый маневр, нужно обязательно предупредить об этом даже тех водителей, которые, как вам кажется, не представляют непосредственной угрозы, и это обязательное условие. Предполагаемое направление поворота вы должны показать водителям рукой. И не просто показать, а ПОКАЗАТЬ, т.е. показать так, чтобы даже самому тупому и слепому водителю было абсолютно ясно, ЧТО и КОГДА вы собираетесь делать.
Причём даже когда вы собираетесь просто ехать прямо, мимо второстепенной дороги, которая уходит направо, вы должны левой рукой показать, что собираетесь ехать именно прямо и у вас даже мысли нет поворачивать. Желательно, к тому же, чтобы на руках были яркие велоперчатки, чтобы ваши знаки были видны даже очкарику, едущем на полуразложившемся «Запорожце» с помутневшим от старости лобовым стеклом. Помните: от того, насколько правильно водитель поймёт ваши намерения, очень зависит продолжительность вашей жизни.
Отдельно хочу остановиться на особенности прохождения левого поворота. На велосипеде левый поворот является чрезвычайно сложным маневром, т.к. вам придётся перестраиваться в левый ряд перед идущим сзади транспортом и нужно обладать большим опытом, чтобы безопасно совершать подобные трюки. Поэтому я вообще не рекомендую это делать, тем более, что это запрещено правилами дорожного движения, и в случае чего за вашу смерть или увечья даже отвечать никто не будет. Если вам нужно повернуть налево, просто перейдите дорогу по пешеходному переходу и не выпендривайтесь.