Моторное масло: что нужно знать?


От правильно подобранного моторного масла во многом зависит длительность эксплуатации автомобиля, ведь оно не только предохраняет двигатель от коррозии и стирания, а и удерживает продукты внутреннего сгорания, охлаждает и очищает его.

Моторное масло в зависимости от материалов и технологии изготовления можно разделить на минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Минеральные масла самые дешёвые, ведь в процессе их производства дистиллируют и рафинируют нефть. Из-за большого количества присадок изготовленное таким путем масло быстро теряет свои смазывающие свойства. Минеральное моторное масло, в свою очередь, может быть парафиновым и нафтеновым.

Для изготовления синтетических масел синтезируют химические соединения, благодаря чему они получают все свойства, которые от них требуются. Синтетическое моторное масло обладает большой химической и термической стабильностью, хорошей текучестью, благодаря которой уменьшаются расход топлива и трение, и низкой температурой прокачивания — последний показатель позволяет двигателю безотказно работать даже при низких температурах воздуха. Синтетические масла обычно малочувствительны к перегреву за счет высокой температуры испарения, а также обладают хорошей химической стабильностью, ведь они почти не склонны к окислению и парафинированию. Благодаря таким эксплуатационным характеристикам синтетическое масло и стоит дороже своих аналогов.

Полусинтетическое моторное масло имеет в своем составе как синтетические компоненты, так и минеральную составляющую. Использование производных нефти позволяет существенно удешевить продукцию, но при этом придать ей хорошие эксплуатационные характеристики.

Большое значение имеет не только происхождение масла, но и другие параметры, например, вязкость (класс вязкости по SAE), которая влияет на то, насколько легко будет запустить мотор в холодную погоду. Чтобы сделать процесс эксплуатации более эффективным, специалисты разработали масла с различной формулой для разных температурных режимов — зимнее, летнее и универсальное (всесезонное). В маркировке зимних масел обязательно присутствует латинская литера W, а сопутствующие ей цифры указывают, до какой минимальной температуры их можно использовать (например, 0W, 20W). Летние масла обычно обозначаются так: SAE 20, SAE 30, а на всесезонных можно встретить маркировку типа SAE SW40, SAE 20W-40.

Крайне важным показателем для выбора является и соответствие определенным классам качества. Например, по классификации API все масла можно разделить на категории "S" (предназначены для использования с бензиновыми двигателями) и "С" (для дизельных агрегатов). Вторая буква в названии масла служит для обозначения его класса — чем дальше она находится от начала алфавита, тем оно лучше.

Более детальной является классификация масел АСЕА, которая была создана в 1996 году. Масла для бензиновых двигателей в ней обозначаются буквой А, для дизельных — В и Е, буквой С обозначают масла для бензиновых и дизельных двигателей с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы (так называемые малозольные).

Классификация ILSAC, по сути, является более жёсткой вариацией API и имеет обновлённые классы качества.

Заливать в мотор нужно только то масло, которое соответствует всем требованиям производителя автомобиля и мотора (они обычно указаны в сервисной книжке или же их можно найти у официального представителя). Если использовать не то масло, которое рекомендуется и отвечает требуемым параметрам (например, со слишком большой вязкостью), это может стать причиной повышенного расхода топлива, снижения мощности агрегата или его поломок.